Альтернативная история: интервью с актерами
__________________

На все пуговицы

Статья - LYNN HIRSCHBERG
Фото - WILLY VANDERPERRE

перевод Rene Starko

 

В последней трети "Преданного садовника", когда Джастин Куэйл, которого играет Ральф Файнс, фанатично ищет факты, которые бы смогли объяснить убийство его жены, он ни разу не сменит костюм. Днями Куэйл, британский дипломат в Кении, носит неописуемые штаны "хаки" и выцветшую растянутую футболку. "Мы сильно спорили из-за этой футболки", рассказал Файнс в середине декабря за чаем в отеле в Беверли Хиллз. У него болит горло, но его голос кажется еще более богатым на интонации, чем обычно. "Я много времени уделяю костюму. Покрой костюма, цвет галстука - могут очень многое рассказать о характере. Так что, из-за того, что к концу фильма Джастин Куэйл совершенно разбит, я подумал, что, может быть, он должен носить потрепанную рубашку. Потом я решил, что футболка покажет его более уязвимым. И я подумал, что это должна быть выцветшая розовая футболка. Но она должна быть правильного розового цвета". Перекрасили дюжину футболок. Если верить Файнсу, только одна из них получилась "правильного" цвета. "Я носил ее днями, и другой у меня не было. Если бы мне дали другую, я бы моментально увидел разницу".

Такое дотошное, детальное обдумывание роли всегда было отличительной чертой Файнса на протяжении всей его актерской карьеры. Несмотря на то, что он выглядит как классический положительный герой - бледно-голубые глаза, которые как будто меняют цвет в зависимости от освещения, большой прямой нос и природная элегантность, которая проявляется во всем, даже в таких обыденных вещах как наливание чая в чашку, - его не привлекает кино-мэйнстрим, который часто ведет к звездному статусу. В первом своем американском фильме в 1993 году он играл фашистского садиста Амона Гета со сложным характером - в "Списке Шиндлера", и был за это номинирован на "Оскар".
"Гет был злодеем", говорит Файнс. "А ведь были те, кто думал, что ко мне навсегда прилипнут роли положительных героев. Но я не уверен, что сам понимаю, что делает положительного героя положительным". Один критик заметил, что чувствовал, что Джастина Куэйла, определенно положительного героя, следовало бы играть более напористо, как Харрисон Форд. Но Файнс утверждает, что не понимает подхода Форда. "Персонажи, которых я обычно играю, они все не от мира сего", говорит он. "Они скорее эксцентричные идеалисты, чем люди с осознанием собственной силы".

Иначе говоря, они не американцы. Файнсу сейчас 43. Он родился в Саффолке, в Англии и сейчас живет в Лондоне. Он один из семи детей, его мать была писательницей, а отец - фотографом. "Посещение кинотеатра всегда было большим событием, когда я был маленьким", говорит он. "Отец обычно был инициатором, он заставлял меня надевать пиджак, когда мы шли в кино". Файнс помнит, как ходил смотреть "Бэмби", когда ему было 4 или 5, и в каком ужасе он был от смерти матери олененка. "Именно тогда я осознал силу кино", улыбается Файнс. В 1982 году он поступил в Королевскую Академию Драматического Искусства, затем последовала долгая работа в Royal Shakespeare Company. "Меня никогда не учили ничему, связанному с кино", рассказывает он. "Я понял, совершенно случайным образом, что кино и театр не так уж различны: нутро - сердце - голова персонажа. И для того, и для другого это одинаково".

Файнс никогда не изображал американский акцент - он ведь не был в Америке до того, как его позвали в Нью-Йорк встретиться с Робертом Редфордом по поводу роли в "Викторине". "Это было во время съемок "Списка Шиндлера", говорит он, наливая себе очередную чашку чая. "Я был в Польше, играл нациста с австрийским акцентом и пивным брюхом, и вдруг меня зовут на роль, которую Редфорд мог бы сыграть сам - побитый жизнью "истинный американец". Я не знал ничего об Америке 50-х и скандалах, связанных с викторинами. Кино было о классовой структуре в Америке, а Англии это все совершенно другое. Так что я для этого был потерян". Он ненадолго умолкает. "Но мне нравится быть потерянным - до тех пор, пока я сам могу себя вытащить на свет божий. Когда мне позвонили и сказали, что я получил роль, я был в шоке. Я был все еще в шкуре того нациста, и это было немного странно".

И снова, для Файнса игра - это прежде всего простор для работы воображения. "Изучить абсолютно все, а потом забыть об этом и придумать жизнь человека изнутри. Есть во мне часть, которая любит Мэри Смит, ее шляпку, маленькое пальтишко. Не очень-то красивую Мэри Смит. Она кормит своих кошек ночью, роется в своей шкатулке с уловками и играет Клеопатру, величайшую соблазнительницу, блестяще и очень убедительно. Когда ты играешь, ты вытаскиваешь из себя то, что сначала кажется не столь очевидным".

Возможно, это объясняет, каким образом Файнс, который кажется крайне воспитанным и очаровательным, так неотразим в роли Лорда Волдеморта, персонифицированного зла в "Гарри Потере и Кубке огня". Он появляется ближе к концу фильма и, несмотря на последнюю надежду, он совершенно отвратителен. Возможно, из-за того, что у него не осталось носа. "Сначала он был недостаточно жутким", говорит Файнс. "Им надо было исправить мой нос. Нужно было много теней - это усиливало эффект. Так что освещение имеет больше значение для актера в кино. И любовь к своему герою. Я пытаюсь узнать их получше, а с близостью приходит и любовь. И теперь я люблю и Волдеморта".

Когда он появился в "Вечернем Шоу Джея Лено" в августе - чтобы рекламировать "Преданного садовника" - его попросили рассказать о том, как не везло ему в другой работе, не актерской. "Я продавал футболки", рассказал он. "Я приносил упаковку футболок в офис и рекламировал их работающим там людям, которым футболки были совершенно не нужны. Это было ужасно. Я в это не верил и продал всего одну". После нашего интервью ему нужно снова отправиться в гости на шоу к Лено. "Может, мне надо надеть яркую футболку с узорами", говорит он. "Она могла бы стать источником тем для разговора. Начать можно с футболки и со всем, что с ней связано. Это могло бы быть способом рассказать о себе не говоря ни слова".

В итоге он надел отличную одноцветную рубашку. В конце концов, интереснее, когда суть характера не столь очевидна.

15 января 2006

 

 

Hosted by uCoz