|
Альтернативная
история
__________________
текст - Aino Justice
Магия
и жизнь
(кое-что о вероятном прототипе ЛВ)
Поскольку
время от времени возникает зловещий вопрос – не было ли реального прототипа
у Лорда Вольдеморта и тут же всуе бывает помянут Адольф Гитлер, то мы
решили внести некоторую ясность в эту проблему.
Если с авторской точки зрения (как это видится недалекому читателю)
в романе и нужна была прямая отсылка к вышеупомянутой исторической персоне,
то этой проекцией и отсылкой был не Вольдеморт, а Грюневальд (которого
победил Дамблдор в 1945 году). Да, нет дело даже не в том, что они оба
на букву «Г» и что это 1945 год. Причина другая – Вольдеморта ничего
общего по его описанию, манере поведения, и в дальнейшем в манере «руководства»
людьми не имел с Адольфом Гитлером.
Проблема происхождения для ЛВ существовала, но совершенно в ином ключе,
нежели проблема недостаточно арийского происхождения Гитлера (у которого,
как известно истинная фамилия была не столь благозвучна).
Вольдеморт герой другой эпохи, или если угодно, другого стиля. Мы не
случайно в канонической статье помянули некоторое традиционное родство
биографий Вольдеморта и Дориана Грея (см. канон).
Кроме того, образ Вольдеморта гораздо больше наводит на мысли об изысканных
злодеях диккенсовских романов и романов времен декаданса, а вовсе не
времен европейского милитаризма.
С Дорианом Греем его роднит черта, бросающаяся в глаза любому непредвзятому
читателю – за вечную жизнь и магическую силу Вольдеморт заплатил собственной
красотой. С Дорианом Греем ситуация такая же, но немного наоборот –
за красоту и вечную молодость он заплатил собственной душой, которая
стала чудовищно безобразна и в конечном итоге и оказалась его истинным
обликом.
Но Дориан Грей персонаж хоть и собирательный, но вымышленный.
Не вымышленным был Алистер Кроули – имя, которое в русской культуре
пустой звук, а в английской, а вернее в западноевропейской, значит очень
многое. Интерес к Кроули в нашем отечестве, если кто и проявлял, так
лишь узкий круг людей, занимавшихся историей философии (преимущественно
ницшеанской) и магии. Годы жизни Кроули и роулинговского героя разнятся
весьма существенно, но это мало что опровергает.
Алистер Кроули (1875—1947), англичанин по происхождению (а возможно,
и кельт) один из наиболее известных чёрных магов XIX—XX века, которого
очень часто определяют как отъявленного сатаниста. На самом деле к сатанизму
Кроули имел крайне сомнительное отношение. Скорее всего, сам и вовсе
существования Сатаны не признавал. Называя себя «зверем 666» он делал
это из неугасающего стремления выказать неприязнь к религии, которую
фанатично исповедовали его отец и мать (они и, правда, принадлежали
к одной из самых ортодоксальных и фанатичных протестантских сект «Плимутские
братья»). Так что навсегда приобретя иммунитет к христианству благодаря
воспитанию в детстве, Кроули им больше не интересовался, обратившись
исключительно к изучению магических практик.
То, что для большинства читателей претензия Вольдеморта на «очищение
волшебного мира от грязнокровок» ассоциируется исключительно с нацистским
вопросом результат обычной предвзятости и довольно поверхностного интереса
к истории магических практик и вообще к истории магии. Не припомню ни
одной языческой культуры, где бы ведовство, магия и даже жреческие функции
не были напрямую завязаны на наследственности и все той же чистоте крови.
И это помимо того, что из века в век повторялось заявление – магия –
это удел избранных, абы кто не может получить доступ к магическим знаниям.
Вернемся к Кроули.
Он закончил Кембридж, во время учебы Кроули процесс по поводу гомосексуальной
связи Уайльда с сыном маркиза Куинсберри уже начался.
Кроули, как и следовало ожидать, был внешне весьма привлекателен, обладал
стопроцентными экстрасенсорными способностями, и был поглощен идеей
претворения сексуальной энергии в магическую. Последнее было не совсем
удачным средством для достижения в магической области, поскольку высшая
магия (могущества) мало общего имеет с сомнительными («низкими») вибрация
сексуальной сферы. Гораздо больше она связана со смертью. Ролинг не
ошиблась и в этом предпочтении. И это большой плюс, что она не сделала
ЛВ эротоманом, а в какой-то мере представила его как некрофила, точнее
некроманта.
В 1898 году Кроули вступил в масонский орден «Золотая Заря». Через некоторое
время из-за разногласий в ордене (он был разочарован посредственностью
большинства членов и банальностью церемоний), он уехал в Северную Шотландию
и поселился на берегу озера Лох-Несс. В это же время он объявил себя
реинкарнацией сатаниста Элифаса Леви (год смерти Леви совпал с годом
рождения Кроули).
Вам это ничего не напоминает?
У истинного мага должна быть линия преемственности, восходящая напрямую
к Салазару Слизерину.
В 1907 году основывал собственный орден «Серебряная звезда», который,
однако, никогда не превосходил «Золотую Зарю».
Факт, который редко упоминается в биографиях Кроули – он инициировал
себя сам. Это почти немыслимо в мире магической иерархии и масонских
и прочих орденов – это скандал. С этих пор было ясно, что дальше он
пойдет своим путем, не считаясь с существующей традицией.
В 1912 им заинтересовался орден Восточных Тамплиеров. Кроули каким-то
образом удалось открыть некоторые из секретов ордена. Глава ордена,
встретившись с Кроули, выяснил, что он открыл эти секреты самостоятельно
и сделал ему предложение вступить в орден, которое тот не замедлил принять.
В 1920 он уехал на о. Сицилия и основал Святое Аббатство Телемы (греч.
«воля»).
С этого момента начинается уже независимая деятельность Кроули и как
мага и как управляющего группой последователей. В центре его магической
теории оказывается воля. Более точно – желание. «Делай, что изволишь,
таков весь закон»… -- сообщает Кроули бог Сет, явившийся ему однажды
по его собственному (Кроули) признанию… фигура Сета подозрительно напоминает
о Салазаре Слизерине… "Каждый мужчина и каждая женщина - это звезда"
(как подозрительно активно в роулинговских книгах персонажи получают
«звездные» имена – Сириус, Регул, Беллатрикс… но это из области бредовых
ассоциаций). Воля – основной двигатель и орудие магии. Помимо магии
Кроули очень активно занимался писательством, надо сказать, что он является
автором огромного количества очень разнородных произведений как художественных,
так и нет. Единственно, что сильно отличает его методы от методов основателя
ордена Пожирателей Смерти, это основа практики, как мы сказали выше,
это была не смерть, а секс. Будь это смерть, Кроули вошел бы в историю
как наихудший из преступников, но благодаря сексу за ним закрепилось
звание «шарлатана».
Слухи о ритуалах и оргиях, проводимых в аббатстве, дошли до Муссолини.
Чтобы не портить отношения с Германией, которая покровительствовала
Кроули, он не стал его арестовывать, а выслал из страны.
Последние годы жизни Кроули провел в безвестности и умер 1 декабря 1947
года в пансионе для престарелых в Гастингсе. На похоронах, согласно
завещанию, были прочитаны избранные места из его «Книги Закона» и сочинённый
им незадолго до смерти «Гимн Пану». Алистера Кроули оказал огромное
воздействие на целый ряд знаковых фигур в культуре и политике ХХ века
– от Джимми Пейджа до Пауло Коэльо. Разумеется, ключевым момент его
философии была и остается идея возможности воздействия на мир и людей
при помощи воли (в некоторых случаях внушения), идея вполне ницшеанская
и идущая вразрез со всеми гуманистическими и религиозными установками.
Участвовал ли он в качестве организатора в ритуалах черной магии? –
да.
Однако сказать, что Кроули был однозначно фигурой служения злу невозможно.
Он был слишком противоречив, и достаточно умен для того, чтобы не понимать
относительность понятий добра и зла. И к тому невозможно говорить о
магии в случае Кроули, он был самое большее способным оккультистом и
гипнотизером.
Почитать некоторые не самые значительные сочинения АК можно по адресу
http://lib.ru/INPROZ/KROULI/
|
|